Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

Гендерная политика в Республике Казахстан

 

Правительство Республики Казахстан в своей деятельности демонстрирует приверженность принципам гендерного равенства.
Последовательное институциональное развитие национального механизма по улучшению положения женщин идет с 1995 года, когда был создан консультативно-совещательный орган-Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК. В 1998 создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК.
Для исполнения Пекинской платформы действия Правительство приняло Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан.
Принятая в ноябре 2003 года для достижения Целей тысячелетия Концепция гендерной политики в РК продолжает идеологию предыдущего национального плана. Национальной комиссией разработана Стратегия гендерного равенства в РК на 2005-2015 годы. Она включает в себя мероприятия по достижению гендерного равенства в области законодательства, социальной политики, общественно-политической жизни, экономики, охраны здоровья, борьбы с насилием в отношении женщин и детей, информационной политики, культуры, науки и образования.
В ходе разработки проекта Стратегии деловое сотрудничество между женским движением, госструктурами и заинтересованными международными организациями (ЮНИСЕФ, ПРООН, ОБСЕ) приняло еще более конкретный и конструктивный характер.
Многие эксперты международных и отечественных организаций отмечают, что официальное признание важности гендерной политики нередко сталкивается с подсознательным сопротивлением конкретных исполнителей государственных программ, служащих и руководителей разных уровней. В официальных выступлениях госслужащих всех уровней продолжают встречаться понятия «Женщина-мать», «Хранительница домашнего очага», что подчеркивает приоритет домашней, репродуктивной роли женщины в обществе. Это объясняется тем, что инициированная и реализуемая сверху гендерная политика до сих пор воспринимается как политически неизбежный, но не имеющий отношения к местным условиям атрибут международной политики.
В последние годы в РК наблюдается рост гражданского общества, институционально укрепившего свои позиции в диалоге с государством.
В 2003 году в стране было 2430 зарегистрированных НПО, из них женских-около 150. По оценкам экспертов, количество женщин, работающих в НПО, в 3 раза превышает количество мужчин; динамично НПО работают в столице, крупных городах. Относительно реального вклада женских общественных организаций в развитие страны существуют противоречивые мнения. Скептики полагают, что «Женское политическое движение все еще является маргинальным явлением в политической жизни общества, влияние женщин на государственную политику остается минимальным. Оптимисты, наоборот подчеркивают новаторскую, инициативную роль женских НПО, благодаря которым разрабатываются новые законопроекты, проводится гендерная экспертиза законов, упраздняются дискриминационные статьи законов, ведется широкая пропаганда гендерного равенства и гендерное обучение госслужащих, полицейских, молодежи, сельских, бедных женщин и других категорий населения.
Отношение культурной и интеллектуальной элиты страны, академического сообщества к гендерным исследованиям находится в промежутке между спокойно-безразличным и позитивно-восприимчивым. Самый первый проект ПРООН по внедрению гендерного образования включал в качестве участников сотрудников Института философии АН РК, составивших и издавших первый в Казахстане учебно-методический комплект «Введение в теорию гендера» из одного учебного пособия и шести брошюр.
Специфика гендерной стратегии заключается в создании условий межгендерного согласования, удовлетворяющего потребностям и интересам женщин и мужчин; в развитии соответствующих технологических средств, процедур, связанных с нормами и правилами гендерного равенства, обеспечивающих организацию социальных ресурсов трудового, образовательного, медицинского, защитного характера; в установлении международных стандартов гендерного равенства, встраивающих региональные институты и структуры в социальные процессы. Большая гибкость жизненного курса и жизненных стратегий предполагает, что гендерные отношения будут модифицироваться, будет усиливаться профессиональная мобильность и сфера занятости.
Указом Главы государства Н.А.Назарбаева от 29 ноября 2005 года утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Ее цель- обеспечить в соответствии с Целями развития тысячелетия ООН, провозглашенными в Декаре, реализацию не только равных прав, но и равных возможностей женщин и мужчин, равное их участие во всех сферах жизни и деятельности общества. Данная стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.
В истории Республики Казахстан Стратегия гендерного равенства принята впервые. Более того, подобные документы имеют лишь немногие станы мира. Стратегия открывает новый этап в социальной политике государства и предусматривает внедрение гендерных знаний в систему образования и осознания обществом необходимости правового и гендерного равенства.
24 августа 2009 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010-2020 года, в которой указано, что в современных условиях все возрастающую роль будет играть фактор гендерного равенства в государственной и общественной жизни, обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.
8 декабря 2009 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Данный Закон регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Закон направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола. Принятие закона позволило постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширило возможности для реализации гражданами Казахстана- мужчинами и женщинами- всей совокупности прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией и нормами международного права. Кроме того, документ имплементирует международные стандарты в области прав человека и национальное законодательство.
4 декабря 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия». Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия.
В Казахстане работу по проведению гендерной политики координирует Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Основной ее задачей является реализация комплексной государственной политики в отношении семьи, равенства женщин и мужчин в контексте Стратегии развития Казахстан до 2030 года, Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы и международных договоров по вопросам семьи и гендерного равенства, участником которых является Казахстан.

А.В. КЛИМЕНКО,
ведущий специалист канцелярии районного суда №2 Абайского района
 

© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района