Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

Методика составления гражданского

 

Методика составления гражданского бюджета

1. Общие положения

1. Гражданский бюджет – это документ, разрабатываемый уполномоченным государственным органом соответствующего (республиканского или местного) уровня для целей ознакомления всех граждан с бюджетными параметрами, приоритетами и решениями на определенный финансовый период в соответствии с определенными стандартами качества.    
2. Настоящая методика составления гражданского бюджета (далее – Методика) позволит уполномоченным государственным органам разработать гражданский бюджет в целях полного и доступного информирования граждан о бюджете страны.  
3. Разработанный, на основании Методики, гражданский бюджет предназначен для ознакомления граждан с основными направлениями государственного бюджета с использованием адаптированных форматов и доступного языка, что способствует повышению прозрачности и доступности основной бюджетной информации, когда любому пользователю становится понятно, каким образом правительство осуществляет аккумулирование, распределение и использование общественных ресурсов.
4. Уполномоченным государственным органом за составление гражданского бюджета являются:
- на республиканском уровне – центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;
- на уровне области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) – местный уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по бюджетному планированию совместно с местным уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по исполнению бюджета.
5. Гражданский бюджет составляется на основании проекта бюджета, переданного в соответствующий представительный орган, утвержденного бюджета и отчета об исполнении бюджета.  
6. При составлении гражданского бюджета на официальном веб-сайте уполномоченного органа за разработку гражданского бюджета размещается законодательная база бюджетного процесса в Республике Казахстан и схема бюджетного процесса.
Законодательная база бюджетного процесса в Республике Казахстан формируется в рамках Бюджетного кодекса Республики Казахстан и подзаконных актов, разработанных в целях его реализации. Характеризуется республиканский или областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), основные понятия при составлении и утверждении бюджета, взаимоотношения между уровнями бюджета, правила при исполнении бюджета, положения по учету и отчетности, система государственного финансового контроля и другие основные составляющие элементы бюджетного процесса в соответствии с бюджетным законодательством.    
В Схеме бюджетного процесса описывается краткий обзор бюджетного процесса республики или областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), определяется деятельность государственных органов, обеспечивающих его организацию и совокупность последовательных стадий. Указываются основные процедуры планирования и исполнения бюджета:
- кем и как планируется республиканский бюджет, областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, района (города областного значения);
- кем рассматривается и в соответствии с каким нормативным правовым актом утверждается республиканский бюджет, областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, района (города областного значения);
- в случае внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство, указывается когда и по какой причине были внесены поправки;  
- кто обеспечивает исполнение республиканского бюджета, областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, района (города областного значения);
- основные этапы исполнения соответствующего бюджета по поступлениям и расходам;
- составление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

2. Составление гражданского бюджета

2.1 Гражданский бюджет на республиканском уровне

7. Гражданский бюджет на республиканском уровне составляется по следующим разделам:       
1) «Основные макроэкономические параметры и социально-демографические показатели Республики Казахстан», включающий информацию по основным макроэкономическим параметрам Республики Казахстан на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период, прогнозируемый уровень ВВП, инфляции, среднегодовой курс тенге к доллару США, экспорт и импорт товаров. Приводится анализ основных параметров республиканского бюджета в сравнении с предыдущими годами.  
Также в данном разделе отражаются основные социально-демографические показатели, которые включают в себя показатели: размер прожиточного минимума, месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной заработной платы, минимальный и средний размер пенсий, размер стипендий, пособий, уровень безработицы, уровень рождаемости населения.
2) «Поступления и расходы республиканского бюджета», включающий информацию о планируемых поступлениях и расходах республиканского бюджета на трехлетний период путем сравнения с предыдущими годами, включая межбюджетные отношения. Информация данного раздела представляется с использованием графических инструментов, таблиц, рисунков, диаграмм.
В поступлениях республиканского бюджета указывается аналитическая информация по:
- налоговым поступлениям (корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, поступления за использование природных и других ресурсов, таможенные платежи);
- неналоговым поступлениям (доходы от республиканской собственности, штрафы, пени, санкции, взыскания, поступления от продажи основного капитала);
- поступлениям трансфертов (трансферты из областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы, трансферты из Национального фонда).
В расходах республиканского бюджета приводится анализ расходов по основным приоритетным направлениям на планируемый трехлетний период в сравнении с предыдущими годами, как строительство важных социальных объектов, реализация значимых социальных программ, инвестирование в промышленность и производство.   
В социальной сфере основным приоритетом является выполнение всех ранее принятых социальных обязательств, направленных на повышение благосостояния граждан.
По системе здравоохранения указываются данные об объеме расходов на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения.
В области образования представляется информация о расходовании средств бюджета на планируемый период на строительство и реконструкцию школ, детских садов и других объектов образования, подготовку специалистов с высшим образованием, дошкольное воспитание и обучение, оказание социальной поддержки обучающимся по государственному образовательному заказу.  
В области культуры, спорта, туризма и информационного пространства следует указать основные направления расходования средств бюджета по конкретным направлениям и мероприятиям на трехлетний период.
Указываются данные по расходам республиканского бюджета на объекты водоснабжения, на обеспечение энергетической и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства по каждому административно-территориальному делению на планируемый период.  
В расходах республиканского бюджета указывается территориальное распределение целевых трансфертов по основным направлениям на планируемый трехлетний период, а также динамика изменения по территориям в сравнении с предыдущими годами.   
3) «Отчет об исполнении бюджета», включающий данные и информацию о достижении основных целей и задач, на которые были запланированы бюджетные средства и достижении результатов по приоритетным бюджетным программам. Данный раздел должен составляться в соответствии с параметрами, указанными в предыдущих разделах, должна включаться сравнительная информация о запланированных и фактически достигнутых поступлениях и расходах бюджета с указанием основных причин неисполнения.
Также дается краткий обзор достигнутых результатов Правительством Республики Казахстан в ходе реализации государственных и отраслевых программ, направленных на реализацию мероприятий государственных и отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения, водоснабжения, транспортной инфраструктуры.  
В данном разделе представляются рекомендации органов государственного финансового контроля по результатам проверки за отчетный финансовый год.

2.2 Гражданский бюджет на областном уровне, на уровне города республиканского значения, столицы

8. Гражданский бюджет на областном уровне, на уровне города республиканского значения, столицы составляется по следующим разделам:          
1) «Основные показатели социально-экономического развития региона», включающий информацию по основным показателям социально-экономического развития на областном уровне, на уровне города республиканского значения, столицы на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период, прогнозируемый уровень ВРП в сравнении с предыдущими годами. 
В данном разделе также отражаются месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной заработной платы, минимальный размер пенсий, размер стипендий, пособий.
2) «Поступления и расходы областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы», включающий информацию о планируемых поступлениях и затратах областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на трехлетний период путем сравнения с предыдущими годами, включая межбюджетные отношения. Информация данного раздела представляется с использованием графических инструментов, таблиц, рисунков, диаграмм.
В поступлениях областного бюджета, города республиканского значения, столицы указывается аналитическая информация по:
- налоговым поступлениям (индивидуальный подоходный налог, социальный налог, поступления за использование природных и других ресурсов);
- неналоговым поступлениям (доходы от коммунальной собственности, штрафы, пени, санкции, взыскания, поступления от продажи основного капитала);
- поступлениям трансфертов (трансферты из районных (городов областного значения) бюджетов, трансферты из республиканского бюджета).
В расходах областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы приводится анализ расходов по основным приоритетным направлениям на планируемый трехлетний период в сравнении с предыдущими годами, включая строительство важных социальных объектов, реализация значимых социальных программ, инвестирование в промышленность и производство.  
В социальной сфере основным приоритетом является выполнение всех ранее принятых социальных обязательств, направленных на повышение благосостояния граждан.
По системе здравоохранения указываются данные об объеме расходов на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения.
В области образования представляется информация о расходовании средств бюджета на планируемый период на строительство и реконструкцию школ, детских садов и других объектов образования, дошкольное воспитание и обучение, оказание социальной поддержки обучающимся по государственному образовательному заказу. 
В области культуры, спорта, туризма и информационного пространства следует указать основные направления расходования средств бюджета по конкретным направлениям и мероприятиям на трехлетний период.
Указываются данные по расходам бюджета на объекты водоснабжения, на обеспечение энергетической и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства на планируемый период.   
В расходах областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы указывается распределение целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета по основным направлениям на соответствующий финансовый год, а также динамика изменения в сравнении с предыдущими годами.   
3) «Отчет об исполнении бюджета», включающий данные и информацию о достижении основных целей и задач, на которые были запланированы бюджетные средства и достижении результатов по приоритетным бюджетным программам. Данный раздел должен составляться в  соответствии с параметрами, указанными в предыдущих разделах, должна включаться сравнительная информация о запланированных и фактически достигнутых поступлениях и расходах бюджета с указанием основных причин неисполнения.
Также отражается достижения результатов бюджетных программ, направленных на реализацию мероприятий программ развития региона.
В данном разделе представляются рекомендации органов государственного финансового контроля по результатам проверки за отчетный финансовый год.

2.3 Гражданский бюджет на уровне района (города областного значения)

9. Гражданский бюджет на уровне района (города областного значения) составляется по следующим разделам:            
1) «Основные показатели социально-экономического развития района (города областного значения)», включающий информацию по основным показателям социально-экономического развития района (города областного значения) на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период, прогнозируемый уровень ВРП в сравнении с предыдущими годами. 
В данном разделе также отражаются месячный расчетный показатель, размер минимальной заработной платы, минимальный размер пенсий, размер стипендий, пособий.  
2) «Поступления и расходы бюджета района (города областного значения)», включающий информацию о планируемых поступлениях и затратах бюджета района (города областного значения) на трехлетний период путем сравнения с предыдущими годами, включая межбюджетные отношения. Информация данного раздела представляется с использованием графических инструментов, таблиц, рисунков, диаграмм.
В поступлениях бюджета района (города областного значения) указывается аналитическая информация по:
- налоговым поступлениям (индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства, поступления за использование природных и других ресурсов);
- неналоговым поступлениям (доходы от коммунальной собственности, штрафы, поступления от продажи основного капитала);
- поступлениям трансфертов (трансферты из областного бюджета).
В расходах бюджета района (города областного значения) приводится анализ расходов по основным приоритетным направлениям на планируемый трехлетний период в сравнении с предыдущими годами, включая строительство важных социальных объектов, реализация значимых социальных программ, инвестирование в промышленность и производство. 
В социальной сфере основным приоритетом является выполнение всех ранее принятых социальных обязательств, направленных на повышение благосостояния граждан.
По системе здравоохранения указываются данные об объеме расходов на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения.
В области образования представляется информация о расходовании средств бюджета на планируемый период на строительство и реконструкцию школ, детских садов и других объектов образования, дошкольное воспитание и обучение, оказание социальной поддержки обучающимся по государственному образовательному заказу. 
В области культуры, спорта, туризма и информационного пространства следует указать основные направления расходования средств бюджета по конкретным направлениям и мероприятиям на трехлетний период.
Указываются данные по расходам бюджета на объекты водоснабжения, на обеспечение энергетической и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства на планируемый период.    
В расходах бюджета района (города областного значения) указывается распределение целевых трансфертов, выделенных из областного бюджета по основным направлениям на соответствующий финансовый год, а также динамика изменения в сравнении с предыдущими годами. 
3) «Отчет об исполнении бюджета», включающий данные информацию о достижении основных целей и задач, на которые были запланированы бюджетные средства и достижении результатов по приоритетным бюджетным программам. Данный раздел должен составляться в  соответствии с параметрами, указанными в предыдущих разделах, должна включаться сравнительная информация о запланированных и фактически достигнутых поступлениях и расходах бюджета с указанием основных причин неисполнения.
Также отражаются достижения результатов бюджетных программ, направленных на реализацию мероприятий программ развития региона.
В данном разделе представляются рекомендации органов государственного финансового контроля по результатам проверки за отчетный финансовый год. 

3. Порядок публикации гражданского бюджета

10. Гражданский бюджет публикуется на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа за составление гражданского бюджета на государственном и русском языках. Приветствуется версия на английском языке.    
Для широкого информирования населения гражданский бюджет на районном уровне (на уровне города областного значения) публикуется в печатных средствах массовой информации.      
11. В случае внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство законодательная база бюджетного процесса в Республике Казахстан и схема бюджетного процесса обновляются в течение 15 календарных дней после введения в действие соответствующих нормативных правовых актов.    
12. Публикация гражданского бюджета осуществляется в три этапа, кроме раздела «Отчет об исполнении бюджета», который публикуется в течение месяца после утверждения отчета об исполнении бюджета представительным органом соответствующего уровня.
На первом этапе гражданский бюджет публикуется в течение 15 календарных дней после внесения проекта бюджета на рассмотрение и утверждение в представительный орган соответствующего уровня.
На втором этапе гражданский бюджет публикуется в течение месяца после утверждения бюджета соответствующего уровня.
На третьем этапе гражданский бюджет публикуется в течение месяца после утверждения отчета об исполнении бюджета представительным органом соответствующего уровня.
В случае внесения изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете и решения маслихата о местном бюджете гражданский бюджет публикуется в течение месяца после введения их в действие.     
13. Содержание гражданского бюджета должен быть лаконичным, понятным и легко воспринимаемым для граждан, при его публикации используются таблицы, схемы, диаграммы и другие форматы.
14. Разделы гражданского бюджета могут дополняться иной информацией, специфичной для данного региона. Например, дополнительные стимулирующие выплаты в области образования, оказания социальной помощи населению, уровень безработицы и т.д.

15. В гражданский бюджет включаются ссылки, в том числе электронные ссылки или другие источники с более подробной информацией.
© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района