Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

«Госслужба: опыт и перспективы» - статья И.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Орсариева А. А. в газете «Казахстанская правда» от 23.07. 2009 года

 

В Стратегии развития Казахстана до 2030 года особо выделены приоритеты создания в республике эффективной, современной государственной службы и структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики, а также формирования Правительства, способного построить государство, стоящее на страже национальных интересов. Принятый в соответствии с этими установками Закон Республики Казахстан «О государственной службе», десять лет с момента подписания которого мы отмечаем в эти дни, стал основополагающим документом, обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, ее профессионализацию и законность.
Закон регулирует практически все стороны деятельности государственной службы, определяет правовой статус госслужащих, закрепляет их социальные гарантии. Документ стал основой законодательной базы государственной службы Казахстана. За прошедшие годы в его развитие принято более 30 различных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственной службы.
Серьезные изменения в закон были внесены в 2003 году. Они предоставили возможность внеконкурсного назначения административных государственных служащих на вакантные должности в порядке перевода при условии соответствия предъявляемым квалификационным требованиям с согласия самого госслужащего и уполномоченного органа. Тем самым законодательно закрепляется переход на конкурсно-карьерную модель госслужбы.
Следует отметить, что особенностью отечественной профильной законодательной базы является ее ярко выраженная антикоррупционная направленность. В этом контексте важные изменения были приняты в 2007 году. В целях ужесточения требований к кандидатам на государственные должности и предупреждения коррупционных действий со стороны руководителей в закон о государственной службе внесены поправки, устанавливающие запрет для поступления на государственную службу лиц, ранее уволенных за совершение коррупционных правонарушений.
Также предусматривается освобождение от занимаемых должностей руководителей государственных органов, принявших на работу лиц, ранее уволенных с работы за коррупционное преступление или правонарушение.
Как известно, успешные государства формировали систему государственной службы не одно десятилетие. Исторически такой возможности у нас не было. За короткий промежуток времени мы должны были с учетом лучшего международного опыта и национальной специфики создать государственную службу, способную решать важнейшие стратегические задачи.
Принятый в 1999 году закон о государственной службе отвечает этим требованиям и на сегодняшний день является правовой основой становления и реформирования государственной службы Казахстана.
Во время выступления на международной конференции по вопросам государственной службы в июне прошлого года Глава государства отметил необходимость укрепления статуса таковой и возведения кадровой политики в ранг особо важного национального приоритета.
В рамках реализации административной реформы в настоящее время нашим агентством совместно с Администрацией Президента и Правительством разрабатывается Концепция развития государственной службы, в которой предполагаются действенные меры по дальнейшему совершенствованию ее институтов и персонала.
Мы предлагаем, в частности, усовершенствовать отбор государственных служащих, осуществлять оценку качества их работы по результатам, внедрять новые принципы оплаты труда и мотивации, модернизировать управление госуслугами.
Планируется также модернизация порядка формирования кадрового резерва как для политической, так и для административной государственной службы.
Необходимо предусмотреть приоритетность назначения на политические государственные должности кандидатов из числа резервистов, а также ответственность руководителей госорганов за соблюдение данной правовой нормы.
Для обеспечения объективного отбора на административную государственную службу следует усовершенствовать конкурсные процедуры путем внедрения двухуровневой системы конкуренции.
На первом этапе уполномоченным органом по делам государственной службы будет осуществляться конкурсный отбор в кадровый резерв посредством проведения специально разработанного теста государственной службы (ТГС). Он позволит оценивать претендентов с учетом их профессиональных (знание законодательства, профессиональной сферы и прочее) и личностных (деловые умения, качества и навыки, характеризующие человека как личность) характеристик. По результатам тестирования будет создана единая база данных претендентов для поступления на государственную службу.
На втором этапе соответствующий государственный орган посредством специальных конкурсных процедур (эссе, собеседование и прочее) будет производить отбор из предложенных резервистов, соответствующих квалификационным требованиям и набравших требуемые баллы по ТГС, для назначения на конкретную административную должность.
Также мы планируем совершенствовать систему развития персонала госслужбы за счет модернизации системы обучения и повышения квалификации и усиления внимания их физическому развитию.
В продолжение стратегических и операционных планов госорганов необходимо внедрить ежегодные индивидуальные планы развития государственных служащих, которые позволят подбирать образовательные программы с учетом профессиональной потребности госслужащих и персонифицировать финансовые средства, идущие на повышение их квалификации.
Что касается реформирования системы аттестации и карьерного планирования государственных служащих, то повышение их профессионализма требует внедрения гибкой и дифференцированной системы оценки: при поступлении и прохождении государственной службы. Такая оценка будет основываться на измерении трудового вклада и достигнутых результатов.
Карьера государственного служащего является важной составляющей государственной службы и характеризует должностное продвижение, что обеспечивает профессиональную и социальную самореализацию государственного служащего в соответствии с уровнем его квалификации.
Основными критериями для повышения административных государственных служащих будут: наличие профессиональной квалификации, успешное выполнение индивидуального плана развития, положительные результаты промежуточной оценки и аттестации, наличие опыта и стажа работы, личные и морально-этические качества.
Система мотивации и социальной защиты государственных служащих должна быть прямым стимулом высоких показателей и фактором, удерживающим высококвалифицированные кадры на государственной службе, а также мерой для предотвращения различных коррупционных правонарушений.
Необходимо усовершенствовать действующую систему оплаты труда, ориентировав ее на состояние рынка труда с учетом исследования сегмента заработной платы частного сектора. Она должна быть дифференцированной и четко привязанной к оценке работы государственных служащих. Так, для поощрения наиболее компетентных и профессиональных сотрудников важно создать в каждом государственном органе специальный фонд дополнительных выплат (премиальные, доплаты за достижение поставленных результатов). Кроме того, необходимо разработать специальную систему немонетарной мотивации по улучшению жилищных условий, а также по формированию корпоративного духа и здоровой конкуренции на государственной службе.
Также мы предполагаем совершенствовать инфраструктуру управления персоналом государственной службы. Основными элементами ее являются следующие институты – ответственный секретарь, кадровая служба и уполномоченный орган по делам государственной службы.
В настоящее время кадровые службы больше сосредоточены на выполнении технических функций, связанных с решением этих задач. Они не занимаются развитием персонала, что, в свою очередь, приводит к низкой заинтересованности государственных органов в обучении и профессиональном развитии государственных служащих. В этой связи для более эффективного управления государственной службой будет повышен статус кадровых служб. Основными их функциями будут: анализ кадровых потребностей, отбор претендентов на вакантные должности, разработка индивидуальных планов развития и карьерного роста, консультирование по вопросам прохождения государственной службы, проведение оценки и аттестации работников.
Для эффективной реализации поставленных задач потребуется разработка и утверждение нормативного акта о кадровой службе.
Наряду с этим необходимо усовершенствовать взаимодействие кадровых служб с уполномоченным органом по делам государственной службы.
С учетом возрастающих требований к работе уполномоченного органа необходимо укрепить статус Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. А в целях реализации единой политики в вопросах повышения качества государственных услуг наделить уполномоченный орган и его территориальные подразделения соответствующими полномочиями по оценке и мониторингу качества оказания государственных услуг.
Реализация этих мер потребует дальнейшего укрепления и совершенствования правовой базы государственной службы, возможны изменения и дополнения в действующий закон о государственной службе. Вместе с тем, несмотря на относительно небольшой период действия этого закона, его значение для государственной службы Казахстана трудно переоценить. Он стал основой формирования современной казахстанской модели государственной службы, сыгравшей важную роль в становлении казахстанской государственности, политическом, социально-экономическом развитии страны.
Значение государственной службы в развитии страны высоко оценил Глава государства, в одном из своих выступлений отметив, что «результаты, которыми гордится сегодня Казахстан, достигнуты благодаря труду и государственных служащих».
Потенциал нашей государственной службы и его правовой базы высок, и нам необходимо продолжать и дальше совершенствовать и улучшать их качественные параметры с учетом возрастающих требований со стороны общества. Все условия для этого у нас имеются.


23.07.2009

© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района