Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

Организация компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста в условиях комплекса «Детский сад-школа «Таңшолпан»

 

Организация компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста в условиях комплекса  «Детский сад-школа «Таңшолпан»

Методист КДСШ «Таңшолпан»
Спицына Т.И.

"Мозг хорошо устроенный стоит больше, 
чем мозг хорошо наполненный".

Возникновение новых представлений об общей культуре общества и культуре отдельной личности, о взаимоотношениях личности и общества, об образцах социального поведения и способах действий, определяют необходимость изменения общественного представления о роли и содержании образования.
Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система, а уровень его образованности с позиции компетентностно-ориентированного подхода определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Если при традиционном подходе результаты обучения можно охарактеризовать, отвечая на вопрос: "Что ребенок узнал нового?", то при компетентностном подходе – ответом на вопрос: "Чему он научился?"
Реализация компетентностно-ориентированного подхода потребовала нового осмысления в проектировании образовательного процесса дошкольников. Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. И поэтому в своем стремлении сохранить самобытность и самоценность этой  ступени развития педагоги комплекса осуществляют образовательную траекторию личности в направлении  формирования компетентности, объединяющей в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Учебная деятельность в комплексе организована таким образом, чтобы ребенок имел возможность ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками информации, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, заботиться о собственном здоровье.
Известно, что лучше всего дети учатся, когда делают что-либо самостоятельно. Поэтому групповые помещения разделены на центры активности, стимулирующие познавательную деятельность ребенка и обеспечивающие индивидуализацию образования. Изученные понятия закрепляются здесь с помощью активных упражнений. Для индивидуальной работы на игровом материале недельного цикла ежедневно в течение дня ребенок на игровом дидактическом материале успешно развивает мыслительные способности анализа и синтеза, классификации и сериации, сравнения и обобщения, решает логические задачи и пр. 
Конечно же, собственная активная учебно-познавательная деятельность ребенка не может быть инициирована и организована без базы определенных усвоенных знаний. Без сформированных у детей умений и навыков невозможно сколько-нибудь эффективно строить процесс обучения; образно говоря, "пустая голова не творит". 
Для формирования личности знания просто необходимы: широкая образованность есть гарант личной свободы. Поэтому программным обеспечением учебно-воспитательной работы в комплексе стала образовательная программа «Мир вокруг нас». В рамках компетентностно-ориентированного подхода ее целевыми ориентирами стали развитие у ребенка субъективированных представлений об окружающем мире, опыта межличностных отношений, а также способов поведения и деятельности. Воспитательная система Малая академия дошкольников нацелена на освоение детьми практических навыков гармоничного взаимодействия с природным и социальным миром, формирование у них ценностного отношения к человеку, к жизни, к обществу, к Родине.
Педагогический процесс организован в виде открытых учебных проектов. Темы проектов выбираются, планируются и оцениваются в ходе совместной деятельности на основе диалога педагогов, детей и родителей. Результаты индивидуальной проектной деятельности становятся дидактическим материалом при прохождении недельных программных циклов.
Содержательный компонент программного обеспечения реализуется в форме организованной учебной деятельности, кружковой работы, совместного творческой деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности ребенка в центрах активности. Посредниками в добывании знаний и необходимой информации являются родители.
В основе реализации компетентностного образования в условиях комплекса лежат принципы развивающего, личностно-ориентированного, проблемного обучения, диалогового развивающего общения.  Целесообразное сочетание игрового, тематического и сюжетного компонентов, сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, вовлечение семьи, взаимообучение в условиях микрогруппового взаимодействия,  обеспечивают знаниевый компонент образования.
Педагог не является собственно источником информации, но направляет и облегчает процесс познания. Он задает открытые вопросы, предполагающие более одного "правильного" ответа, проектирует жизненные ситуации, стимулирует познание, разделяя с ребёнком ответственность за обучение. Конечно, это не умаляет его роли как взрослого, на попечении которого находятся дети. И всё же, основным субъектом познания является ребёнок.
Наряду с информационной в системе обучения реализуется и развивающая функция. Она включает формирование у ребенка ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, развитие интересов и  формирование потребностей.
Организация субъектно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми предоставляет каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнера и пр., обеспечивает опору на личный опыт при освоении им новых знаний. А ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями и педагогическая поддержка стимулирует развитие у него адекватной самооценки.
Педагоги комплекса уверены, что вся система работы по реализации компетентностно-ориентированного подхода в условиях единого образовательного пространства на основе индивидуализации, интеграции и преемственности позволят ребенку-дошкольнику реализовать позицию субъекта в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы, овладеть ключевыми компетентностями, личностной культурой и успешно продолжить обучение в школе.
 

© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района