Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

«Приобщение детей предшкольной подготовки к здоровому образу жизни»

 

«Приобщение детей предшкольной подготовки к здоровому образу жизни»

                                             воспитатель КДСШ «Таншолпан» Фабер Е.В.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день, является укрепление здоровья детей. В.В.Сухомлинский писал «Я не боюсь ещё и ёщё раз повторить о здоровье ребёнка это важнейший труд воспитателя»
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В борьбе за здоровье необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, т. е. изменить сознание людей.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день, является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое, физическое здоровье.
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Есть поговорка «В здоровом теле - здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Для формирования у наших воспитанников основ здорового образа жизни и достижения целей здоровьесберегающих технологий  применяются следующие группы средств двигательной направленности:
-физические упражнения,
-физминутки и паузы,
-эмоциональные разрядки,
-оздоровительная гимнастика после сна,
-пальчиковая, зрительная, дыхательная, корректирующая гимнастика,
-подвижные и спортивные игры,
-точечный и самомассаж,
-элементы психогимнастики,
-сухой бассейн и др.
Ежедневно с большим интересом дети играют в пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Систематические упражнения пальцев - являются мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группе составлена и регулярно пополняется картотека стихов, сопровождающих упражнения, в центре активности «Читайка» - книги для развития мелкой моторики.
На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячиками, платочками и т.д.
Для укрепления зрения используем зрительные паузы: в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. На занятиях проводятся коррекционные физминутки, способствующие  полной раскованности детей в движениях, полету их фантазии («Жук», «Самолёт», «Цветы» и т. д.). Справляться со значительной зрительной нагрузкой детям помогает  зрительная гимнастика. Ее проведение чаще практикуем при рассматривании картины, длительном наблюдении, на занятиях изодеятельности. 
.Детям нравятся эмоциональные разминки: похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали: как будто кричит огромный неведомый зверь и т.д.
Регулярно используем минутки покоя:
-посидим молча с закрытыми глазами,
-посидим и полюбуемся на пламя горящей свечи,
-ляжем на спину и расслабимся будто…;
-помечтаем под эту прекрасную музыку и т. д.
Одним из средств борьбы с простудой является точечный массаж. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть схема точечного массажа.
  В течение дня находим минутку для того, чтобы потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
  «Купаясь» в сухом бассейне, дети получают общий массаж без массажиста, положительный  эмоциональный эффект: радость и массу удовольствия. Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих шариков, побуждает детей координировать движения, при этом успешно развивается костно-мышечный аппарат, наблюдается улучшение координации ножных мышц, развитие мелкой моторики и телесных ощущений.  Купаясь в  «сухом бассейне», дети придумывают разные упражнения:  «рыбки», «ныряльщики», «найдём игрушку» и т.д.
Т.А. Сперанский писал: «День, проведённый с ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». В практике соей работы мы убедились, что регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, аромотерапия, плавательный бассейн благоприятно влияют на здоровье детей.
Совместно с родителями в группе оборудован центр здоровья, где имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы валеологического содержания. Оформлены дидактические игры «Структура человеческого тела», «Спорт- это здоровье», «Чистим зубы правильно», которые учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.
Программным обеспечением занятий по валеологии является двух годичный курс «Малышок - здоровячок» для детей 5-7 лет. Занятия познавательного цикла о здоровье строятся с учётом потребностей детей в саморазвитии и сотрудничестве, в подражании и приобретении личного опыта. Например, на занятиях «Правила поведения на воде» и «Воздух и здоровье» дети вырабатывают правила поведения на воде, осваивают приемы оказания первой помощи, определяют пользу чистой воды и воздуха для здоровья человека, отрицательное влияние грязной воды и воздуха на организм человека. На занятиях «Для чего мы чистим зубы?» и «Гигиена пищи» дети  приобщаются к культуре поведения, соблюдению правил личной гигиены и чистоты и т.д. На занятии «Зелёная аптека» дети изучают влияние лекарственных трав на профилактику простудных заболеваний и оздоровление организма, делятся рецептами приготовления целебных сборов.
Совершенно очевидно, что только сотрудничество с семьей позволяет нам добиваться положительных результатов. Включение родителей в учебный процесс по совместному поиску необходимой информации и решению проблемных ситуаций обеспечивает активность ребенка на занятии, пробуждает его познавательный интерес, способствует развитию здоровьесберегающих компетентностей.
Родители – активные участники спортивных праздников,  развлечений и совместных кульминаций, экскурсий и походов. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных занятиях, беседах и консультациях учим родителей правильно оценивать здоровье своего ребёнка, рекомендуем комплексы различных гимнастик, упражнений для занятий дома, приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, проводим анкетирование. В родительском уголке собраны материалы, популяризирующие здоровый образ жизни.
Вся система работы позволяет нам стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни. Ведь у  нас с родителями одна цель - воспитать здоровых детей. 
 

© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района