Погода в Абае C
Курсы валют USD EUR RUB
Для слабовидящих

«Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться…»

 

«Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться…»

Музыкальный руководитель  КДСШ«Таншолпан» Мамлютова Г.Г

Каждый педагог исследователь. Исследовать – значит сделать шаг в неизведанное, непознанное. Мы, люди, живущие в 21 веке, не сомневаясь, скажем, что все это имеет прямое отношение к творчеству, и, конечно же, будем правы.
Деятельность исследователя – творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно, творец.
Природа творчества едина, а потому, с точки зрения психологии творчества, не имеет значение, чем занимается творец:
•    изучает движение небесных тел;
•    пишет картины;
•    сочиняет музыку;
•    ставит спектакли;
•    участвует в постановке танцев.
Чем отличается способный творец от талантливого, а талантливый от гениального?
•    Способный человек попадает в цель, которую все видят и в которую все стреляют, но он попадает чаще, чем другие;
•    Талантливый видит цель, которую тоже все видят, но в которую он попадает, а другие попасть не могут;
•    А гениальный видит цель, которую никто не видит, а он в нее попадает. Такими были  А.С.Пушкин,  А.Моцарт, В.Шекспир.
Почему проблемы творчества всегда привлекают исследователей? Задумайтесь, почему вокруг творчества веками не утихают споры? Ответ, на мой взгляд, довольно прост: он кроется в чрезвычайной важности для человека самого процесса творчества.
Со словом «творчество» связываются не только глобальные открытия, эпохальные достижения и невероятные подвиги, но и повседневная жизнь каждого без исключения человека.
Творить означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Но всегда ли новое должно включать в себя только новые идеи? Новым может быть и необычайное сочетание уже известного. Можно и существенно усовершенствовать старое так, что оно изменится до неузнаваемости. И это будет достойно называться творчеством.
Существует подход выявления уровня творческих способностей детей по степени алгоритмизации деятельности. Я убеждена в том, что если процесс деятельности жестко расписан или, иначе говоря, жестко алгоритмизирован, то творчеству в нем места нет. Это в полной мере относится и к довольно сомнительному, на мой взгляд, делению на творческие и нетворческие виды деятельности.
Если следовать этой логике, то даже в нашей педагогической профессии, признанной творческой, есть «ремесленники» и «художники». Существует изречение, ставшее крылатым: «У искусства есть две беды – мастер не художник, и художник не мастер».
И даже, если принять во внимание тот факт, что удовлетворительное определение творчества отсутствует, то есть характеристики творчества, ориентируясь на которые, педагог может не только решать проблему творчества, но ставить вопрос о диагностике и развитии творческих способностей у своих воспитанников.
Мои воспитанники комплекса «Детский сад-школа» три раза в год обследуются по критериям музыкального развития:
•     Стартовая диагностика в начале учебного года определяет начальные возможности и способности детей.
•     Контрольный срез в середине учебного года, как промежуточное средство, вскрывает необходимость коррекционной работы по одному из критериев отслеживания.
•     Результаты работы по выполнению учебного плана фиксирую в итоговой диагностике.
Показателем успешности работы являются достижения моих воспитанников. Средством реализации поставленной цели считаю целенаправленную работу с одаренными детьми. Талантливых и продвинутых в определенных видах музыкального творчества детей выявляет стартовая диагностика. С такими детьми проводится углубленная работа по программе опережающего развития. В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
•    Продуктивность. Творец, создающий большое количество  «продуктов» имеет некоторые преимущества перед тем, кто малопродуктивен. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Ярким тому подтверждением является работа нашего комплекса по реализации цикличного планирования. Так, например, цикл «Мой Казахстан» включает серию  занятий по ознакомлению с окружающим миром (дошкольное звено) и уроков познания мира (начальное школьное звено), изобразительную деятельность по отражению впечатлений, кружковую работу в рамках Малой академии, музыкальное развлечение  как средство  приобщения детей к национальным традициям народов, проживающих в Казахстане (казахи, русские, украинцы, немцы, корейцы и т.д).  Итог работы – проведение кульминации «Приключения бая» - яркий, колоритный праздник детей и взрослых, увлекательное путешествие в историю древнего Казахстана, знакомство с жизнью и обычаями казахского народа.
•    Следующий принцип моей работы - гибкость. Так абсолютно контрастным  кажется тематика совместных творческих дел (кульминаций) по годам обучения:
- 1 год обучения – театральные гостиные, цирковые представления.
- 2 год обучения – географические открытия.
- 3 год обучения – путешествия в историю.
На первый взгляд никак темы не взаимосвязаны логически между собой в музыкальном творчестве. На самом же деле этот системный, комплексный подход помогает эффективно развивать исследовательское творчество у детей. Например, представить себя в роли первооткрывателя Америки, или оказаться спасателем другой инопланетной цивилизации и пр.
•    Оригинальность, как принцип организации работы по развитию детского творчества, считаю основным. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, известных и банальных. Так, одна и та же сказка, может выглядеть простой драматизацией, т.е. элементарным изложением содержания, а может служить пищей для импровизации, включая хореографию и песенное творчество, и представлять собой новый оригинальный образ, далекий от начального.
     Творцов условно делим на две большие группы:
1.    умеющие лучше всего продуцировать оригинальные идеи.
2.    детально, творчески разрабатывать существующие.
  Последний пример еще одно яркое тому подтверждение. Тяга ребенка к драматическому действу бесспорна и, несомненно. Ребенок с самых ранних лет любит как наблюдать, так и сам быть участником «театрального события». Что такое, как не маленький театр, «Сорока белобока». Малыш мгновенно перевоплощается в эту сороку и кашу варит, и деток кормит. И чем старше становиться ребенок, тем с большим интересом тянется к театру: и к тому, что бывает ему показано, и к тому, в котором сам выступает как артист. Я абсолютно уверенна в том, что «творец спит в каждом ребенке, но ему необходимо дать возможность проявить себя».
Все занятия и кульминации построены на принципах  развивающего обучения и реализуются в условиях компетентностного подхода, что позволяет развить творческую личность ребенка, повысить его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями развить и общие способности.
Многолетний опыт работы позволяет мне сделать вывод:
•    Дети любят музыку, театральную деятельность.
•    Занятия доставляют им радость.
•    Театр успешно развивает творческий потенциал ребенка.
•    Он свободен, раскован, имеет свою точку зрения.
А моим педагогическое кредо:
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется
Посеять в душах благодать, увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке
Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.
И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские
Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать, помочь в толпе не раствориться
Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!
 

© 2007—2017 Информационный портал Аппарата акима Абайского района